02.02.2003
Вы помните это звонкое, бравурное, лаконичное имя - Заур ТУТОВ? Его летящий, бархатный высокий баритон украшал когда-то лучшие программы советского телевидения и доносил до нас мелодичную игривость неаполитанской канцоны, академическую строгость оперной арии, мечтательность и задушевность старинного романса.
В этом году раритетный артист, выражаясь старомодным языком, отмечает 30-летие творческой деятельности. Главное - Тутов все в той же великолепной вокальной форме, радует новыми песнями, а значит, по-прежнему с нами и, соответствуя своей фамилии, по-прежнему тут.
- Заур, первый лауреатский успех пришел к вам в 1973 году - на Всесоюзном конкурсе песни в Минске. Оттуда вы и ведете свою творческую хронологию?
- Да, но не все так просто. Я родился в районном городке Баксан - географически это в самом центре Кабардино-Балкарии. После школы поступил в Нальчикское музыкальное училище по классу вокала, а по его окончании пошел в армию - служил в сухопутных войсках на Сахалине. Весной 1973-го демобилизовался, а уже летом по рекомендации обкома комсомола меня направили на конкурс. Кстати, в Минске мне присудили второе место. Зато через три года на Всероссийском конкурсе исполнителей песни в Сочи я завоевал уже первую премию. Тогда же на популярном фестивале "С песней по жизни" занял первое место по результатам зрительского голосования. В том же году переехал в Москву, мотался по съемным углам. Моя жизнь изменилась. Я записал несколько, на мой взгляд, удачных песен в фонд Всесоюзного радио, но поскольку они не были легко запоминающимися и не имели должной раскрутки в эфире (даже в советское время!), то и безумно популярными не стали.
- Тогда-то Вы и решили запеть классику?
- Нет. Все дело в том, что я изначально начинал как академический певец. Позже окончил Гнесинскую академию (тогда музыкально-педагогический институт) в Москве и пел партии для высокого баритона - Онегина, Жермона, Фигаро, Мазепу, Роберта из "Иоланты"... Крепкая вокальная школа, которую я тогда получил, позволяет мне оставаться в хорошей форме и сейчас. Добавьте сюда ежедневные двухчасовые занятия вокалом, и вам все станет про меня понятно {улыбается).
- Но в Гнесинку Вы поступили довольно поздно - в 30 лет!
- Да, это было в 1981 году. Но, как говорится, учиться никогда не поздно. Хотя в институт я пришел довольно опытным артистом: два с половиной года (после конкурса в Минске) проработал солистом Кабардино-Балкарской филармонии, а в 1976-м по инициативе ныне покойного дирижера Александра Михайлова перешел в Росконцерт. Я выступал там в шоу Московского мюзик-холла. Потом его расформировали, и я работал уже солистом собственно Росконцерта - у меня были как сольные отделения, так и целые программы. Конечно, учиться в Гнесинке было непросто: между занятиями приходилось еще и гастролировать, зарабатывать на жизнь, хотя я тогда был холост. Со своей будущей женой Мадиной я познакомился только в 1986 году.
- У кого Вы учились?
- У Евгения Семеновича Белова. Это был очень милый, чудный, тактичный человек и педагог. Он не мешал природе вокала своих учеников, а наоборот, очень аккуратно направлял их по канонам академического пения. Сейчас, увы, его уже нет в живых.
- Вы довольны были уровнем своего успеха в советское время или вам хотелось большей известности?
- Прежде всего я никогда не был доволен собой - в творческом отношении тоже. Если человек приходит к мысли, что в своей профессии добился потолка, - с этого момента начинается его профессиональная деградация. К сожалению, жизнь так устроена, что в любое время важен не столько музыкальный и вокальный талант (или, скажем шире, художественный), сколько умение лавировать в сложной закулисной жизни. В этом смысле Бог одарил меня в значительно меньшей степени.
- Может, Вы излишне скромны?
- Истинная скромность, как известно, украшает человека, но в наше необузданно хапужное и циничное время это моральное качество нередко расценивается как примитивность. Я стараюсь оставаться самим собой и делать свое дело в условиях существующих реалий.
- Вы участвовали когда-нибудь в программе "Песня года"?
- Единственный раз - в "Песне-82", и то благодаря композитору Поладу Бюльбюль оглы. Ему нужен был исполнитель для песни из кинофильма "Не бойся, я с тобой!" Помните? "Как жили мы борясь и смерти не боясь...". В фильме эту песню спел сам Полад, а в финал новогодней программы пригласили другого певца, а он по какой-то причине не смог участвовать. Тогда композитор в срочном порядке обратился ко мне.
- Заур, а когда Вы поняли, что эстрада стала другой - изменилось ее лицо, ушло время ярких, талантливых песен? Кстати, и о Вас много лет ничего не было слышно...
- Это случилось в период с 1990 по 1995 год. Бурно менялось все общество, шла переоценка ценностей, и я, признаться, был в растерянности. Мне много приходилось заниматься семьей, бытом - дети были еще совсем маленькие. В общем, сразу свалилась куча проблем, и музыка, творчество в этой круговерти заняли довольно скромное место. Потом потихоньку начал приходить в себя, понял, что после всего пережитого стал намного глубже и осмысленнее ощущать окружающий мир. А раз профессиональные силы еще есть (да и природные данные никуда не делись), значит, надо продолжать петь, совершенствовать вокал, искать репертуар - в общем, заниматься собой. Что я и делал. Зато сейчас нахожусь в самой лучшей форме, как никогда за всю свою карьеру.
- Простите, а чем Вы зарабатывали на жизнь в период вынужденной паузы?
- Ну, так уж чтобы я совсем ничего не пел и не записывал - такого не было. Просто работы было очень мало. Выступал в сборных концертах - за небольшие деньги, но так, чтобы можно было прожить. Хотя я работал и абсолютно бесплатно - в шефских концертах для больных, инвалидов, нуждающихся. Для меня это никогда не было зазорным. Чем-то помогали друзья.
- А где Вы выступаете сейчас?
- Как правило, в концертах, посвященных профессиональным праздникам, в авторских вечерах известных композиторов и поэтов, бывают и сольные концерты - полтора года назад показал москвичам юбилейную программу в зале "Россия", сделал как-то свой большой бенефис в Зале имени Чайковского - пел и классику, и романсы, и песни. Время от времени езжу по стране и гастролирую за рубежом.
- Каков Ваш репертуар сегодня? Ищите ли Вы новых авторов?
- А как же! Правда, я пою в основном ставшие классикой отечественные и зарубежные песни, а также сугубо академические произведения. И если кто-то предлагает мне равноценные вещи, я с удовольствием включаю их в свой репертуар. Мне в принципе неважно, кто написал ту или иную песню, главное, чтобы она подходила мне, затрагивала душу и сердце.
- Вы считаете, у нас есть сегодня молодые композиторы уровня Богословского, Фрадкина, Тухманова, Пахмутовой?
- Вы ждете, что я отвечу: "Конечно, нет!", но мне не хотелось бы так думать. Вероятно, талантливые авторы в России есть, что же мы, оскудели талантами, что ли? Но музыкальная мода на эстраде сегодня другая, поэтому по-настоящему даровитые композиторы, увы, не востребованы. А чтобы поднять их до уровня известности, нужна мощная материальная база. Сегодня мало, чтобы одна хорошая песня прозвучала по радио (хотя и на радио ее пристроить нынче непросто): нужно снять дорогой клип, вложить огромные средства в его раскрутку по ТВ, сделать молодому автору грамотную рекламу и т. д.
- А среди юных исполнителей Вы видите хоть какую-то смену своему поколению?
- Я уверен, они есть, но мы их не слышим и не видим.
- А что делать тем, кому не повезло, кто со своим талантом вынужден сидеть дома?
- Безусловно, им должны помогать не только богатые люди, но и государство. Мне кажется, стоит возобновить национальные песенные конкурсы с обязательным условием петь сочинения только российских авторов - с оркестром и обязательно вживую. Нужно решительно избавляться от "плюсовых" фонограмм (то есть фонограмм с голосом). Это форменный обман слушателей, пришедших на концерт. Вероятно, тогда у сильных начинающих певцов появится шанс проявить себя в классической эстраде. При этом сугубо развлекательная шоу-индустрия тоже пусть остается, она нужна. Но одно не должно развиваться в ущерб другому, как это происходит сейчас.
Беседу вел Сергей СОСЕДОВ
/газета «Тверская 13» февраль 2003 г.: http://ottodix.ru/article.php?id=2893/
Назад